Оплатить налоги и взносы, а также подать декларацию, заявление или жалобу в налоговую инспекцию стало проще, благодаря специальному сервису ФНС «Личный кабинет». Он размещен на официальном сайте ведомства. Онлайн-обслуживание доступно не только действующим ИП или юридическим лицам, но и простым гражданам.
Способы регистрации личного кабинета
Используя «Личный кабинет налогоплательщика» можно упросить и ускорить взаимодействие между клиентом и налоговой службой. Для получения большинства услуг теперь не нужно приезжать в отделение ведомства.

Как получить доступ к личному кабинету налогоплательщика
Чтобы получить доступ к личному кабинету и оценить все достоинства онлайн-сервиса, необходимо пройти регистрацию. Это можно сделать несколькими способами:
- обратившись лично в любое представительство ФНС России;
- удаленно, с помощью ключа электронной подписи;
- через аккаунт на портале Госуслуг.
Третий вариант пользуется высокой популярностью. В этом случае не нужно собирать документы, заполнять регистрационную карту и приходить в ведомство.
Регистрация с помощью Госуслуг
Достаточно пройти авторизацию при помощи аккаунта от Госуслуг:
- открыть форму авторизации;
- выбрать пункт «Войти через ЕСИА»;
- прописать логин и пароль от портала;
- кликнуть по кнопке «Войти».
При первичной авторизации потребуется время для формирования личного кабинета налоговой. Если появится такое уведомление, нужно закрыть страницу и попытаться войти аналогичным способом позже.

Пройти регистрацию в ЛК налогоплательщика через Госуслуги могут только идентифицированные пользователи портала. Подтвердить учетную запись ЕСИА можно в МФЦ, онлайн, при помощи квалифицированной электронной подписи или через онлайн-банк.
Регистрация с помощью электронной подписи
Для получения доступа к ЛК на портале ФСН с использованием ЭП необходимо заполнить электронное заявление. При этом все реквизиты будут считаны с электронной подписи. Пользователю нужно ввести лишь мобильный номер и e-mail. Завершающим шагом необходимо задать пароль.
Важно учитывать, что зарегистрироваться при помощи ЭП не получится, если на компьютере пользователя не установлен плагин для работы с сертификатом квалифицированной подписи.

После успешной регистрации налогоплательщик сможет заходить в ЛК по логину и паролю или с использованием электронной подписи.
У некоторых пользователей может возникнуть сложность с такой регистрацией. Например, если у человека нет электронной подписи. Так как для получения квалифицированного ключа ее проверки нужно обратиться в Удостоверяющий центр, аккредитованный Министерством цифрового развития и связи РФ.
Регистрация при помощи налоговой инспекции
Получить доступ к личному кабинету можно в отделении налоговой инспекции. Не обязательно обращаться в ведомство по месту проживания. Подача заявления доступна в любом подразделении.
Клиент обязан подтвердить свою личность, предъявив паспорт. Иначе сотрудник ИФНС может отказаться предоставлять необходимые услуги. В отделении налогоплательщику выдадут регистрационную карту, в ней будет указана следующая информация:
- ФИО;
- дата регистрации;
- код налогового органа;
- логин и пароль для входа.

Войти в аккаунт на сайте ФНС можно через 3 рабочих дня после посещения налогового органа. В течение этого периода осуществляется формирование личного кабинета (независимо от формы регистрации).
Порядок получения и восстановления пароля
Налогоплательщик придумывает пароль для входа в личный кабинет в процессе регистрации:
- при создании ЛК через отделение – будет вписан в регистрационную карту;
- в случае регистрации при помощи электронной подписи – вводится на завершающем этапе.
Для входа в систему через Госуслуги используется логин и пароль от учетной записи на портале ЕСИА.
Если пользователь забыл авторизационные данные, то их можно восстановить двумя способами:
- онлайн, при помощи специальной формы;
- лично, в любом отделении налоговой инспекции.
Первый способ подойдет только тем, кто ранее в ЛК выбрал метод восстановления доступа к аккаунту по электронной почте, а также указал ее адрес, номер телефона и кодовое слово.

Если клиент трижды неправильно введет контрольное слово, то возможность восстановления доступа в ЛК закроется навсегда. Поэтому лучше сохранять авторизационные данные в надежном месте.
В остальных случаях восстановить пароль можно в одном из отделений инспекции ФНС России, предъявив гражданский паспорт. Может случиться такое, что пользователь заходил в личный кабинет налогоплательщика используя аккаунт Госуслуг, а потом потерял от него пароль. Тогда восстановить доступ можно через специальную форму непосредственно на портале.
Для этого нужно выполнить следующие действия:
- ввести мобильный номер или e-mail;
- указать данные паспорта, ИНН или СНИЛС;
- пройти антибот;
- выбрать метод получения кода.
При восстановлении пароля через e-mail, на него придет письмо со ссылкой, по которой нужно перейти и указать новый пароль.

В случае воссоздания доступа по номеру, на телефон придет код, который вводится в специальную форму. Далее система автоматически перенаправит пользователя на страницу, где можно ввести новые данные для входа.
Как войти в личный кабинет налогоплательщика
Войти в личный кабинет налогоплательщика физического лица можно разными способами:
- по логину и паролю;
- при помощи ЭЦП;
- через Госуслуги.
Личный кабинет ФНС для физических лиц можно найти на официальном сайте ведомства. Если клиент часто пользуется сервисом, то для удобства можно скачать приложение. Оно доступно для загрузки в Google Play и App Store.
Возможности личного кабинета для физических лиц и юридических лиц
Оценить функции личного кабинета налогоплательщика физлица можно при помощи демо-версии. Это пробный ЛК, который принадлежит несуществующему человеку. Доступ к нему может получить любой желающий.

В личном кабинете пользователь может:
- проверить сумму начисленных налогов и оплатить их;
- заявить о получении дохода;
- оформить налоговый вычет;
- просмотреть перечень имущества, за которое, в соответствии с действующим российским законодательством гражданин обязан платить налоги;
- распорядится переплатой;
- подать заявление на льготу;
- подать декларацию 3-НДФЛ;
- запросить справку о состоянии расчетных счетов;
- подать жалобу в ИФНС.
Если пользователь нашел в личном кабинете ошибочную информацию, нужно сообщить об этом в налоговую инспекцию:
- перейти в раздел «Жизненные ситуации»;
- найти соответствующий пункт;
- заполнить и отправить специальную форму.
Фактически, при помощи личного кабинета налогоплательщик может получить любую услугу от налоговой службы.
Возможности личного кабинета налогоплательщика для и юридических лиц
Что касается юридических лиц, то для них на сайте ФНС России есть отдельный сервис. Ознакомиться со всеми преимуществами личного кабинета для организаций тоже можно через демо-версию.

В личном кабинете налогоплательщика юридического лица содержатся сведения о компании, о расчетах с бюджетом. Организация вправе подавать в ФСН онлайн заявления на получение некоторых услуг, запрашивать выписку из реестра или другие документы.
Как узнать и оплатить налоговую задолженность
Для того, чтобы узнать объем начисленных налогов, достаточно открыть личный кабинет налогоплательщика. Общая сумма налоговых обязательств отображаются прямо на главной странице. Чтобы уточнить начисления надо кликнуть по пункту «Детальная информация».

По каждому налогу пользователь может просмотреть дополнительные сведения:
- наименование налоговой службы;
- начисления;
- задолженность;
- пени;
- переплату.
Для этого, нужно кликнуть по соответствующей иконке.
Чтобы исполнить налоговые обязательства, надо нажать кнопку «Оплатить». Сам платеж можно внести 4-мя методами:
- банковской картой;
- через сайт кредитной организации;
- лично в банковском отделении;
- в отделении Почты России.
Для оплаты налога банковской картой нужно:
- указать ее номер, срок действия и имя держателя;
- ознакомиться с соглашением об обработке персональных данных (поставить галочку в соответствующей строке);
- кликнуть «оплатить»;
- ввести код, полученный на телефон.
Налогоплательщик может оплатить налог через сайт банка, клиентом которого он является. Для этого в интерфейсе нужно выбрать подходящую организацию и следовать всплывающим подсказкам.
Если гражданин предпочитает вносить оплату лично, то ему нужно:
- сформировать квитанцию;
- скачать ее себе на устройство;
- распечатать;
- обратиться в любой банк или почтовое отделение.

Если в личном кабинете появилось имущество, которого у налогоплательщика нет (и на него начислен налог), нужно незамедлительно сообщить об этом в налоговые органы.
Для этого необходимо выполнить такую инструкцию:
- в разделе «Жизненные ситуации» найти пункт «Уточнить информацию об объектах налогообложения и (или) сумме налога»;
- выбрать «В ЛК есть имущество, которого у меня нет»;
- установить объект налогообложения;
- указать вид проблемы;
- при необходимости можно прикрепить подтверждающие документы;
- кликнуть кнопку «Далее».
После этого можно будет отправить обращение в ИФНС, которое система сформирует автоматически. Аналогичные действия необходимо произвести, в случае отсутствия в ЛК налогооблагаемого имущества, которое принадлежит налогоплательщику.

Дополнительные правила использования продукта
Нужно помнить о том, что информация, содержащаяся в личном кабинете, является налоговой тайной. Ее разглашение третьим лицам не допускается. Поэтому, в случае утраты доступа к аккаунту нужно срочно восстановить его в режиме онлайн, либо прямым обращением в налоговые органы.
Поручить представление своих интересов в ФНС можно лишь доверенному лицу, имеющему нотариально заверенную доверенность.